«Не унижай тех, кто ниже тебя по ступени, ибо тогда и тот, кто выше тебя, унизит тебя…»
Именем Аллаха Всемилостивого и Милосердного!Одной из главнейших проблем в наше время является то, что вопреки тому, что в нашей общности достаточно много людей, соблюдающих внешние атрибуты религии, реализация других обязанностей находится на достаточно низком уровне. Да, конечно же, совершение намаза, оруджа и других обязательств, безусловно, важно и необходимо. И не совершать их — означает не выполнять свой первостепенный долг перед Всевышним. И, тем не менее, все эти обязательства – только как некая преамбула. Преамбула перед становлением истинным служителем Творца.ПРИВЯЗАННОСТЬ НЕ ДОЛЖНА ВЛИЯТЬ НА ОБЪЕКТИВНОСТЬТаким образом, человеку нужно выполнять обязательные религиозные предписания. И одной из главных целей этих предписаний является осознание самого себя во владении Всевышнего. От Святейшего Пророка Ислама (с) повествуется множество хадисов относительно описания верующих, которые, воспользовавшись должным образом этими предшествующими деяниями, смогли достичь совершенства в вере. Так, в одном из изречений Пророка (с) говорится: «Действия и обращения (верующих) мягки и доброжелательны».Как видно, здесь представляется стандарт правоверных. Обращение верующего человека, совершающего намаз, постящегося и выполняющего прочие религиозные предписания, с другими людьми, его модель поведения, должна быть учтивой и благожелательной. После выполнения первостепенных религиозных обязательств, человеку открываются широкие горизонты для экзистенциального развития. И один из них связан с поведением человека. Так, устами Святейшего Пророка (с) нам дается стандарт истинного правоверного. И, знать об этом стандарте и следовать ему – это одна из важнейших задач.В продолжении благословенного хадиса Святейший Пророк (с) оглашает другие качества, присущие правоверному: «Во всем они ищут самое высшее, в качествах – самое ценное».Да, верующий доброжелателен к другим. Но кроме этого, во всем он ищет самое возвышенное, самое достойное, в качествах же – самое ценное.В продолжении хадиса Святейший Пророк (с) возвещает: «Они не допускают несправедливости по отношению к тем, кого не любят, и не грешат ради тех, кого любят». Да, ради Всевышнего верующий воздержится от посягательства на чужие права. Он может ненавидеть кого-то, даже враждовать с ним. Но даже по отношению к объекту своей ненависти он не совершит злодеяния. В человеке присутствует и чувство любви, и чувство ненависти. Но человек верующий никогда не отойдет от справедливости.В каждом человеке есть чувство любви. И есть люди, к которым они привязаны всем сердцем. Но эта привязанность не должна приводить к грехопадению. Человек не должен следовать за запретным ради исполнения желания дорогого сердцу человека. Ибо удел этого бывает очень печальным.БОЖЕСТВЕННЫЙ РЕЦЕПТ ПРАКТИЧНОСТИВ продолжении благословенного хадиса Святейший Пророк (с) гласит: «Траты (верующего) невелики, он много помогает и содействует. Он очень хорошо выполняет работу – словно бы делает ее для себя».Сегодня в мире много говорится об эффективном менеджменте. И предоставляются разнообразные рецепты, различные рекомендации для повышения эффективности управления. Но сколько бы отличными не были теории, во всех них во главе угла стоит отношение человека к своей работе. И одно точно и неоспоримо – если отношение человека к работе не будет добросовестным, все прочие его усилия будут сродни стройке на воде. И это качество – добросовестное отношение к работе наша благословенная вера упоминает в числе одного из основных качеств верующего. Здесь даются четкие рекомендации в связи с профессиональной этикой. И все это строится на твердыне веры.Кроме этого, Святейший Пророк (с) намекает нам на важность уменьшения затрат и проявления бережливости. Далее он делает упор на важность благотворения, оказания помощи и содействия людям.В продолжении хадиса Святейший Пророк (с) извещает: «Их глаза устремлены вниз. Одной рукой они одаривают – они не возьмут обратно то, что кто-то попросил у них. Они взвешивают свое слово и заточают свой язык».Это – момент, требующий особого внимания. Он актуален, частности, в среде, в которой распространены негативные проявления. Ибо философия того, почему глазам должно смотреть вниз, включает в себя профилактику против возникновения ситуаций, которые в свою очередь порождают негативные проявления в обществе.Что же касается помощи нуждающемуся человеку, в данном контексте подразумевается не только чисто материальная помощь. Ведь даже если человек не испытывает материальной нужды, что убудет с человека, если он поможет добрым словом, вниманием, утешительным словом? Можно ведь проявить заботу?! И порой люди нуждаются в моральной поддержке гораздо больше, нежели в поддержке материальной.Далее самоконтроль человека в отношении собственной речи – это также одна из серьезных тем. Человек не должен говорить что попало. Он должен говорить только с позволения разума и воли. И в тех случаях, когда сказанное им будет лишним и ненужным, ему лучше промолчать. Иначе говоря, если разговор человека не приближает его к Всевышнему, нужно воздержаться от него.ОБРЕТАТЬ ЗНАНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИЛАГАТЬ ИХ НА СВОИ ПОСТУПКИВ продолжении благословенного хадиса говорится: «(Верующий) не примет неистинное даже от своего друга. И не отвергнет истину даже от врага».Верующий не примет кривду даже от своего друга. Он не переступит через истину даже ради того, кто ему дорог. Оный мерит истину не по индивидам, а по Всевышнему Аллаху. Каждый человек, претендующий на звание верующего, способен принимать истину. В данном же контексте, умение принимать истину является показателем веры.Продолжая перечислять качества правоверного, Святейший Пророк (с) возглашает: «Оный изучает науку только ради познаний и обретает знания только ради того, чтобы следовать им».Верующий человек не изучает что-то ради саморекламы, не учится и для того, чтобы что-то кому-то доказать. Его главная цель – это покорять науки. Учит же он науки только для того, чтобы следовать приобретенным знаниям.В продолжение благословенного хадиса говорится: «В поведении со стяжающими этого мира – он самый ловкий, пребывая же среди ищущих вечной жизни – самый воздержанный среди них».Ислам – это религия, нацеленная на общность, то есть социальная. Человек живет в этом мире не отмежевано, а являясь частью общества, являясь социальным существом. Кроме того, этот мир для него является местом испытаний перед вечной жизнью. И образ его жизни складывается на данных основах мировоззрения. Таким образом, в этом мире он живет как ловкий и умелый человек, и старается адекватно отвечать на зов своего времени. И в то же время, будучи верующим, он проявляет воздержанность и умеренность. Исходя из этого, в отношениях с людьми, стяжающими только ближнего мира, он не станет неуместно скромничать и проявлять простодушие.